Закрытие ООО: пошаговая инструкция

Как показывает практика, закрытие ООО – процедура сложная, но финансово малозатратная. Единой схемы по ликвидации фирмы нет.

Структура процесса будет зависеть от конкретной ситуации. Но все же, существуют определенные этапы, которые должна пройти каждая фирма.

Содержание этой статьи:

Для тех, кто проходит эту процедуру первый раз, многое будет непонятно. К тому же какие документы могут быть с первого раза?

В большинстве своем одни и те же документы переделываются по нескольку раз, особенно если есть проблемы с долгами. Такие проблемы могут увеличить порядок закрытия ООО в два, а то и в три раза.

Чтобы этого не произошло, советуем обратиться к юристам, при этом вы сэкономите и время и нервы. Весь процесс по закрытию ООО занимает не менее четырех-пяти месяцев, при условии, что все документы сдаются с первого раза.

Документальная фиксация положения о ликвидации

Для того чтобы закрыть Общество, необходимо созвать всех учредителей, и на общем собрании оформить протокол о закрытии фирмы: в нем необходимо указать, кто входит в состав ликвидационной комиссии, а также прописать паспортные данные всех участников комиссии (документ не должен быть просрочен).

В состав комиссии может входить как один человек, к примеру, директор или бухгалтер, а также и несколько человек из состава фирмы, в том числе кто занимает руководящие посты или простые сотрудники.

В случае если учредителем ООО является только один человек, то решение о ликвидации предприятия принимает он один.

Уведомление государственных органов

По истечении трех дней, со дня даты принятия решения о закрытии ООО, предприятие обязано уведомить контролирующие органы об этом, также на протяжении всего процесса оно обязано рассчитаться с долгами. Для этого:

  1. Составляется уведомление по форме Р15001 и заверяется у нотариуса;
  2. Прикладывается протокол о решении закрытия фирмы со списком состава комиссии.

Документы передаются лично, отправляются почтой России как ценное заказное письмо или отсылаются по электронной почте в формате ТКС через сервис портала государственных услуг.

После получения соответствующего уведомления, контролирующие органы предоставляют дополнительные сведения – ЕГРЮЛ.

В течение трех дней также необходимо уведомить Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования. Для предоставления сведений в эти органы необходимо заполнить бланк, либо в свободной форме предоставить документы.

Одной общей пошаговой инструкции по всей России нет. Поэтому обращайтесь в территориальные фонды по месту регистрации фирмы для уточнения формы уведомления.

DK4ZNh5i6uk

Публикация в СМИ информации о закрытии предприятия и уведомление контрагентов о расчете с долгами

Согласно ст. 63, Гл. IV Гражданского кодекса РФ, все предприятия и фирмы, носящие организационно-правовую форму ООО, обязаны сообщать о своем закрытии в средствах массовой информации. Там же указывается срок и порядок выплат денежных средств кредиторам.

Срок обращения кредиторов к фирме-должнику не может превышать двух месяцев.

После получения ЕГРЮЛ из государственных органов предприятию необходимо опубликовать новость о закрытии ООО в «Вестнике государственной регистрации».

Эта процедура является платной. Все данные о стоимости публикации, а также об условиях публикации необходимо узнать на официальном сайте «Вестника».

Заявление о закрытии фирмы публикуется только в этом обязательном журнале. О проблемах с долгами фирме следует сообщать в Налоговую службу.

Уведомление сотрудников о закрытии фирмы и службу занятости

Согласно ст. 81, п.1 Трудовому кодексу РФ, предприятие, принявшее решение о закрытие своей фирмы обязано предупредить сотрудников о ликвидации фирмы за два месяца до даты увольнения. Для этого, каждому сотруднику вручается уведомление об увольнении сотрудника со стороны предприятия, по причине закрытия фирмы.

После того как будут все сотрудники уведомлены, официальная инструкция предусматривает, что необходимо направить копии уведомления сотрудников в Службу занятости населения.

К каждому делу прикрепить данные о сотруднике: занимаемую должность, данные по оплате труда, квалификацию. Все это необходимо сделать в течение двух месяцев. Для уведомления государственных структур есть определенная форма, установленная Постановлением № 99.

Если увольнение носит массовый характер, то срок уведомления увеличивается до трех месяцев.

Для того чтобы увольнение носило массовый характер, численность рабочих на предприятии должна превышать 15 человек.

Но также в каждом отдельно взятом регионе, могут быть свои критерии по признанию массового увольнения для каждой отрасли отдельно.

Для уточнения таких данных необходимо обратиться в Службу занятости населения.

Согласно законодательству, когда пройдет два месяца, а для массовых увольнений – три, после уведомления сотрудников, компания имеет полное право уволить своих сотрудников, при этом рассчитавшись по зарплате, выходным пособиям и иным платежам полностью.

Так, необходимо выплатить финансовые средства сотрудникам, рассчитаться с долгами, соблюдая такой порядок:

Обращение в ФНС для инициирования проверки

Процедура закрытия или ликвидации ООО всегда вызывает повышенный интерес к такой организации со стороны государственных структур, и в особенности – Федеральной налоговой службы.

Основным нюансом данного процесса является тотальная проверка финансового положения фирмы/организации со стороны налоговых инспекторов.

Более того, такие проверки возбуждаются несколько раз за весь процесс закрытия ООО.

Итак, после заявления о закрытии в «Вестнике государственной регистрации», оповещения о процедуре кредиторов и произведения расчета с сотрудниками, предприятие должно составить промежуточный ликвидационный баланс, чтобы подать заявление в Налоговую службу.

Документ обязательно обсуждается на общем собрании участников, предметом выступает баланс средств организации после:

  • расчета по дебиторским задолженностям;
  • расчета со всеми сотрудниками;
  • произведения выплат по компенсациям.

Далее о составлении промежуточного ликвидационного баланса уведомляется Федеральная налоговая служба.

Также нужно предоставить подтверждение о составлении баланса. К уведомлению прилагаются такие документы:

  • заполненная форма Р15003;
  • решение собрания участников ООО;
  • сам ликвидационный баланс (промежуточный);
  • подтверждение публикации о закрытии организации в «Вестнике».

Важно! Как гласит практическая пошаговая инструкция, данный этап следует пройти обязательно, при этом сроки составления и подачи сведений о промежуточном балансе в ФНС имеют значение – игнорирование этих требований приведет к усиленным проверкам со стороны Налоговой службы, что в условиях открытой процедуры ликвидации является крайне нежелательным явлением.

02

Снятие ООО с регистрационного учета

Известно, что юридические лица не только становятся на учет в ЕГРЮЛ/ЕГРПО, порядок чего регламентируется № 129-ФЗ «О гос. регистрации юридических лиц и ИП», но они обязаны подать заявление и пройти процедуру регистрации в:

  • Пенсионном Фонде;
  • Фонде медицинского/социального страхования;
  • ФНС.

На данном этапе предприятие обязано пройти процедуру снятия с учета во всех вышеперечисленных государственных структурах. Этот процесс занимает несколько дней или даже недель, но потребуются исключительно затраты по времени, исключая финансовые расчеты.

Составление финального ликвидационного баланса

Так, сначала проводится инвентаризация имущества. Для этого, по инструкции, привлекаются специальные сотрудники и эксперты, которые смогут не только оперативно сосчитать имущество ООО, но и дать ему объективную оценку, и определить стоимость.

В некоторых случаях данная сумма идет на расчет с долгами с кредиторами. Также эксперты должны составить отчет о проделанной работе.

Процедура составления финального (или итогового) ликвидационного баланса является одной из итоговых, она также связана с подачей документации в Федеральную Налоговую службу.

Внимание! Прежде чем составлять финальный ликвидационный баланс ООО, необходимо полноценно рассчитаться с долгами с кредиторами, перед которыми фирма имеет невыплаченные долговые обязательства! Это позволит свести баланс до уровня нулевого, что упростит процедуру.

Ликвидационный баланс в обязательном порядке должен быть утвержден на общем собрании участников ООО. По итогам проведенного собрания принимается решение о принятии баланса.

Далее предстоит подготовка заявления о последующей регистрации юридического лица вследствие произошедшей ликвидации для дальнейшей подачи документа в ФНС.

Данное заявление обязательно должно заверяться у нотариуса.

Важно! Заявление должно составляться только по форме № Р16001, при этом инициатором его составления должен выступать либо действующий председатель ликвидационной комиссии, либо просто ликвидатор, если закрытие ООО ведет одно уполномоченное лицо.

Далее предстоит оплата государственной пошлины за оформление формы № Р16001, потребуется всего 4 000 рублей. И, наконец, необходимо взять справку в Пенсионном Фонде о том, что организация не «засветилась» ни с какими долгами перед ним.

shutterstock_56068093

Финальный этап процедуры ликвидации ООО

И, наконец, мы перешли к самому главному. Теперь организация должна осуществить такие процедуры:

  1. Проведение общего собрания участников;
  2. Обсуждение и анализ итогового ликвидационного баланса;
  3. Определение суммы уставного капитала после всех расходов, связанных с закрытием ООО;
  4. Установление сумм, подлежащих выдаче каждому члену, в соответствии с размером его доли;
  5. Процедура закрытия расчетных счетов;
  6. Уничтожение печатей организации (в том числе – ЭЦП). Данная процедура должна сопровождаться документальным фиксированием всех произведенных действий для отчетности в ФНС;
  7. Отправка всех итоговых документов в Федеральную Налоговую службу: заявление о закрытии, итоговый ликвидационный баланс, подтверждение уничтожения печатей и закрытия р/с, квитанция об уплате госпошлины.

Далее происходит получение свидетельства о том, что запись о закрытии ООО внесена в государственный реестр. Документ выдается на протяжении 5 дней.

Стоимость проведения ликвидации ООО

Даже самые опытные эксперты не смогут с ходу назвать точную стоимость проведения процедуры закрытия организации.

Дело в том, что здесь многое зависит от состояния баланса ООО, от стоимости услуг нотариуса, который потребуется в обязательном порядке, а также от того, нужно ли прибегать к услугам посторонних специалистов. Такое может произойти:

  • если баланс и иные документы, касающиеся бухгалтерии, не в порядке. Здесь необходим хороший бухгалтер, аудитор и экономист;
  • если руководство ООО решило прибегнуть к услугам юридической компании. Ценник на услуги в каждой фирме свой.

Тем не менее, размер платы государственной пошлины за процесс ликвидации составляет 20% от 4000 рублей (сумма за регистрацию закрытия ООО), то есть 800 рублей.

Если баланс на нуле, и с бухгалтерией все в порядке, то теоретически потребуется от 1500 рублей (700 рублей за услугу нотариального заверения).

Как закрыть ООО инструкция

Закрытие ООО: пошаговая инструкция

как закрыть ООО инструкция

Закрытие ООО: пошаговая инструкция

Мы будем рады и вашему мнению

      Оставить отзыв

      YurFace.Ru
      Logo
      Enable registration in settings - general