Как составить бизнес-план предприятия: Структура и содержание

Структура бизнес-плана является основой для его грамотной презентации и последующей реализации.

Все государственные предприятия и коммерческие компании, независимо от формы собственности и вида деятельности, которые стремятся выработать конкурентоспособную стратегию своего развития, составляют детальные бизнес-планы.

Функции этого документа заключаются в разработке целого комплекса стратегий, а также их техническом обосновании и детализации.

Структура бизнес-плана инвестиционного проекта, над которым работают государственные организации и частные предприятия, должна содержать определенные разделы.

Содержание этой статьи:

Какие сферы деятельности субъекта предпринимательской деятельности должен охватывать бизнес-план?

Общая задача, которая ставится перед каждым проектом, заключается в том, чтобы охватить и максимально точно распланировать следующие виды деятельности представителей малого, крупного или среднего бизнеса:

  • Финансовую.
  • Сбытовую.
  • Производственную.

Также важно четко определить последовательность реализации бизнес-плана, начиная с момента создания компании и заканчивая достижением больших финансовых результатов.

Функции бизнес-проекта практически невозможно переоценить, так как он для каждого субъекта предпринимательской деятельности является как бы визитной карточкой.

Это понятие можно расшифровать следующим образом: бизнес-план является документом, который позволяет доказать выгодность капиталовложений, вплоть до достижения финансовой стабильности компании.

Структура бизнес-плана

Как определяется структура бизнес-плана?

После того как субъектом предпринимательской деятельности были поставлены определенные цели, он может приступать к разработке бизнес-проекта.

В процессе работы он должен определить его содержание, а также объем, структуру и уровень финансовых расчетов. Стоит отметить, что такое понятие, как «уровень финансовых и экономических расчетов» должно быть рассмотрено максимально детально.

Если перед субъектом предпринимательской деятельности стоит задача реализовать комплексный или масштабный бизнес-проект, то все проведенные в нем исчисления должны быть технически обоснованы.

В данном случае в обязательном порядке к плану прикладывается сметно-проектная документация, и каждое ее понятие рассматривается индивидуально.

Обычно такой объем работ проводится при составлении рабочих планов строительных компаний или организаций, специализирующихся на производстве товаров народного потребления.

Какие пункты должны обязательно присутствовать в бизнес-плане?

Типовая структура бизнес-плана, который разрабатывают предприятия любой формы собственности, обычно состоит из следующих разделов:

  1. Титульный лист. Назначение этого раздела заключается в обобщении всей личной информации организации. В обязательном порядке здесь указывается название предприятия-заявителя и его контактная информация. Субъект предпринимательской деятельности должен определить приблизительные сроки реализации проекта.
  2. Резюме. Содержание раздела резюме должно быть максимально концентрированным. Предприятия должны кратко описать поставленные перед собой цели в резюме и определить, какие задачи будет преследовать конкретный инвестиционный проект. Общепринятые требования вынуждают организации высчитывать объем предполагаемых инвестиций и предоставить показатели (для расчета используются интегралы) финансовой эффективности проекта в разделе резюме.
  3. Особенности отрасли народного хозяйствования. Этот раздел должен иметь следующее: предприятия описывают ситуацию, которая сложилась на момент составления бизнес-плана на местном рынке, даются обобщающие характеристики развитию отрасли, в которой планируется дальнейшее развитие.
  4. Описание изготавливаемой или реализуемой продукции (работ и услуг). В состав этого раздела включается техническая информация об объектах реализации.

Структура бизнес-плана

Пункты, которые могут изменяться, в зависимости от бизнес-направления компании

Структура комплексного бизнес-плана включает следующие разделы, содержание которых напрямую зависит от того, в какой отрасли народного хозяйствования развиваются конкретные предприятия:

  1. Маркетинговый план организации. Назначение этого раздела заключается в сборе информации, касающейся стратегии реализации конкретного проекта. В его состав включается маркетинговая стратегия, которой будут придерживаться организации на протяжении своей коммерческой деятельности. Предприятия должны дать детальное описание своей продуктовой, ценовой и сбытовой политики. Также следует указать, какие особенности присущи процессу продвижения товаров (услуг или работ) на отечественном рынке.
  2. Производственный план. Субъектом предпринимательской деятельности должна быть дана детальная характеристика осуществляемым производственным процессам. Этот раздел, который включает структура комплексного бизнес-плана, содержит следующие данные: какие требования предъявляются к организации производства, используемый план, затраты (переменные и постоянные) и т. д.
  3. Организационный план предприятия. Содержание этого раздела должно давать полную характеристику финансовых возможностей организации. В обязательном порядке должно быть рассмотрено такое понятие как организационная структура субъекта предпринимательской деятельности. В состав этого раздела нужно включить всю используемую компанией нормативно-правовую базу.

Заключительная часть бизнес-плана

В состав заключительной части любого бизнес-проекта должны входить следующие разделы:

  1. Финансовый план предприятия. Назначение этого раздела заключается в обобщении всех проведенных финансовых расчетов. Организации должны в его состав включить результаты проведенных исчислений, а также экономических обоснований по конкретному проекту. Также должны быть выполнены требования закона, которые заключаются в раскрытии информации о стратегии финансирования компании, которая будет применяться при осуществлении коммерческой деятельности. В состав этого раздела нужно включить и отчеты о предполагаемых (или получаемых с момента создания компании) прибылях, перечисленных в бюджет налоговых обязательств. Также следует отразить суть бухгалтерского баланса и плана денежных поступлений.
  2. Анализ всех возможных рисков. Содержание этого раздела должно рассматривать такое понятие, как «устойчивость и чувствительность проекта». В его состав должна включаться информация, которая касается результатов проведенного анализа всех возможных рисков компании, если она начнет реализовывать этот бизнес-проект. Также описываются результаты аналитических исследований всех используемых финансовых коэффициентов.
  3. Приложения. В состав этого раздела необходимо включить всю сопроводительную документацию. Важно учесть следующие требования: описать и приложить фотографии изготавливаемой или реализуемой продукции и описать ее важные функции, приложить необходимую документацию (полученную с момента создания компании), например, разрешения, лицензии, сертификаты, акты. В состав раздела также включается сметно-проектные документы (если такие использовались предприятием).

Структура бизнес-плана

Нюансы бизнес-плана, о которых нужно знать субъектам предпринимательской деятельности

После того как была рассмотрена примерная структура бизнес-плана, можно сделать следующий вывод. Этот обобщающий документ является очень важным инструментом, позволяющий компаниям осуществлять управление своими активами.

Его состав можно расценивать в качестве детализированного планового документа (включает большое количество разделов, в частности, резюме и планы), способного максимально точно отразить позиции субъекта предпринимательской деятельности на отечественном рынке.

Правильно составленный бизнес-план, учитывающий все требования федерального законодательства, позволяет дать объективную оценку конкурентоспособной среде.

Благодаря этому компания сможет быстро сориентироваться и, следуя разработанной стратегии, динамично продвигаться вперед, к поставленным целям. Если в двух словах давать характеристику бизнес-плана, то можно его назвать руководством к активному действию.

В каких целях обычно используется бизнес-план?

Работая над созданием бизнес-проекта, каждый субъект предпринимательской деятельности должен для себя расставить все приоритеты и цели и при этом учитывать требования федерального законодательства.

В результате он сможет определить, с какой целью ему нужен разрабатываемый план:

  • для проведения проверки эффективности и реализуемости используемых бизнес-методов;
  • для поиска партнеров, которые смогли бы инвестировать крупные суммы денежных средств в его проект;
  • для заключения договоров с финансовыми учреждениями, с которыми планируется подписание кредитных договоров;
  • для планирования своей хозяйственной деятельности с целью увеличения рентабельности;
  • для привлечения внешних источников финансирования;
  • для поиска делового партнера (партнеров), с которыми субъект предпринимательской деятельности мог бы в дальнейшем развивать свой бизнес.

Большинство составляемых бизнес-планов имеет идентичную структуру, которой должны придерживаться субъекты предпринимательской деятельности при их разработке.

В таких документах важно рассмотреть каждое понятие, которое поможет компании добиться поставленных целей и максимальной рентабельности.

Плотно расписав ее текущее финансовое состояние, а также наметив перспективы развития, субъект предпринимательской деятельности может уверенно продвигать свой бизнес на отечественном рынке.

Структура бизнес плана

Как составить бизнес-план предприятия: Структура и содержание

Структура бизнес плана

Как составить бизнес-план предприятия: Структура и содержание

Игорь Бажин

Игорь Бажин

Человеку, который женился на женщине, которая любит тратить деньги, остается только одно — наслаждаться их зарабатыванием (Эдгар Уотсон Хоу)

Мы будем рады и вашему мнению

      Оставить отзыв

      YurFace.Ru
      Logo
      Enable registration in settings - general