Неодолимые обстоятельства могут привести к ликвидации предприятия. О том, как закрыть ООО, соблюдая баланс между заинтересованными сторонами, изложено в статьях законов.
В этом процессе нужно чётко следовать ст. 57, гл. V, Закона РФ «Об ООО».
Содержание этой статьи:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) организуется одним или несколькими учредителями с целью получения прибыли от своей трудовой деятельности.
Открытое предприятие имеет свой юридический адрес и классификационный номер в Едином государственном реестре юридических лиц, далее ЕГРЮЛ.
Основным документом, по которому существует предприятие, является Устав ООО.
Обстоятельства, которые приводят к закрытию ООО
Общество с ограниченной ответственностью всегда имеет своей целью получение прибыли от деятельности, то есть направление тут – коммерческое ООО состоит на учёте в госорганах, как источник налогов, рабочих мест, отчислений в пенсионный фонд.
Ликвидация предприятия обрывает все эти связи. Поэтому, проверки итогов работы, как предписывает инструкция по закрытию предприятия, довольно жёсткие.
Ликвидация ООО длится от 3 до 8 месяцев, в зависимости от результатов, которые показывают проверки.
Важно: иногда причиной прекращения деятельности может стать временное ограничение, когда успешное предприятие в своём уставе самостоятельно определило временные рамки существования ООО.
Причины, по которым ООО прекращает деятельность
Причинами прекращения деятельности предприятия могут стать как внешние, так и внутренние факторы. Самостоятельно закрыть организацию можно, но это связано с процессуальными действиями, которые длительны по срокам.
Вооружившись знаниями и последовательностью действий, пройти этот процесс можно, поможет в этом пошаговая инструкция.
- По судебному решению, если проверки обнаружили нарушения законов страны, долгов (в том числе при неуплате налогов) и деятельности, не отвечающей уставу.
- Нарушения в отчётности перед налоговой инспекцией и отсутствие финансовых операций в течение года.
- Предприятие закрывается самостоятельно.
Добровольное прекращение деятельности связано с различными обстоятельствами, когда организация не может в дальнейшем работать по уставу, принятому как основной документ, и противоречия неразрешимы.
Одной из таких причин может быть отсутствие прибыли. В случае возникновения долгов, ликвидация идёт по другому сценарию, так как ограниченная ответственность подразумевает, что каждый член общества рискует самостоятельно той долей, которую он внёс в общий фонд.
Пошаговая инструкция действий при закрытии ООО
Если решение о закрытии предприятия принято, то в законе о деятельности ООО в главе V ст. 57 разработана пошаговая инструкция.
Главным учредительным документом является устав организации, в котором тоже прописан порядок действий. Коротко, ликвидация предприятия включает.
- Решение общего собрания учредителей и акционеров о ликвидации.
- Назначение ликвидационной комиссии.
- Извещается налоговая инспекция о подготовке к ликвидации структуры.
- Даётся информация о закрытии предприятия в «Вестнике государственной регистрации» и СМИ.
- Инвентаризация фондов и оплата долгов.
- Расчёт с наёмными работниками (работающими по трудовому договору) и социальные выплаты сотрудникам в связи с утратой здоровья.
- Составляется промежуточный ликвидационный баланс.
- Полная выплата по всем обязательствам и налогам, отчёт перед налоговой инспекцией.
- Снятие с регистрации во всех органах.
- Составляется ликвидационный баланс.
- Активы распределяются между учредителями и членами ООО, документация уничтожается.
- Подаются акты об уничтожении, распределении, оплачивается госпошлина.
- Руководитель получает свидетельство о регистрации ликвидации предприятия.
Порядок создания решения о ликвидации
Если учредитель один, он единственный член ООО, то нужно составить «Решение о ликвидации от единственного лица».
Но в этом документе, чтобы было положение о ликвидации, необходимо перечисление членов ликвидационной комиссии с их паспортными реквизитами (документы не должны быть просрочены).
Если членов коллектива двое и больше, инструкция предписывает, что нужно провести собрание учредителей и держателей акций, составить протокол по ликвидации ООО.
Документ составляется на специальном бланке, в протокол вносятся сведения:
- причины ликвидации, сроки прекращения деятельности;
- принимают к сведению обязательства директора по уведомлению внешних структур о ликвидации;
- создаётся и утверждается ликвидационная комиссия, происходит передача полномочий на период ликвидации предприятия;
- отмечаются нюансы ликвидации, чтобы правильно провести процесс;
- результаты голосования по вопросу ликвидации.
Протокол должен быть подписан всеми присутствующими или делегированными членами.
Важно: чтобы решение общего собрания имело силу, по инструкции нужно обеспечить явку не менее двух третей учредителей, за ликвидацию проголосовать может столько же присутствующих.
Извещение заинтересованных сторон о ликвидации ООО
После решения собрания ООО, руководителю даётся 3 дня для уведомления контролирующих органов.
Для этого предусмотрен нотариально заверенный документ – уведомление по форме Р15001, которым юридическое лицо извещает налоговые органы о ликвидации предприятия.
Подать документ можно лично, отправить почтой заказным письмом, электронным способом.
Важно: если уведомление не выполнить быстро, в указанный срок, предприятие оштрафуют! Обращаться нужно только в региональное отделение, где зарегистрировано ООО.
Через 5 дней, после проверки от налоговой инспекции будет получен документ, после чего в следующие 5 дней нужно заполнить формы уведомлений ПФЛ и ФСС – правильно составить их помогут сотрудники этих учреждений.
Нужно известить своих деловых партнёров и всех заинтересованных агентов о закрытии предприятия.
Информация обязательно публикуется в «Вестнике государственной регистрации», местных СМИ и направляется служебными письмами, где указывается срок, в течение которого кредитор может обратиться за долгами.
Обычно срок длится 2 месяца. Вся рассылка делается с уведомлениями о получении, которые сохраняются до момента ликвидации предприятия, проверки покажут, что документы был вручены.
Составление промежуточного баланса
Проведённые ликвидационной комиссией проверки материальных ресурсов и деятельности организации позволят составить промежуточный баланс.
Но составляется этот документ после того, как через опубликованные в печати сведения контрагенты заявили о себе в отведённый срок.
То есть только через 2 месяца после извещения. Составляется полный материальный и финансовый документ, который называют промежуточным ликвидационным балансом.
Этот документ оглашается на общем собрании, на котором утверждается заявление по форме 15003. С ним в налоговую инспекцию предоставляют:
- протокол утверждения промежуточного баланса;
- промежуточный баланс;
- нотариально заверенное уведомление о ликвидации ООО;
- копия газеты «Вестник» с объявлением.
Из оставшихся средств необходимо расплатиться с долгами перед людьми, получившими увечья или заболевания в результате работы на предприятии, если такие имеются.
Нужно рассчитаться с наёмными работниками в соответствии с Трудовым кодексом. Выплатить выходные пособия, отпускные и социальный пакет, предусмотренный договором.
После, нужно выполнить расчёты с бюджетными организациями. Совладельцам предприятия средства выплачивают в последнюю очередь.
Ликвидация предприятия
Теперь, когда долгов нет, можно составлять окончательный баланс ООО. Этот документ обязательно сдаётся в налоговую службу.
Если после уплаты долгов средства имеются, то их можно распределить между соучредителями пропорционально их доле в учредительном капитале.
Для завершения процедуры ликвидации нужно собрать финальный пакет документов, чтобы сдать его в налоговую инспекцию для проверки:
- заявление о ликвидации ООО по форме 16000;
- квитанция об оплате госпошлины;
- ликвидационный баланс;
- решение об утверждении ликвидационного баланса;
- все уведомления о получении писем контрагентами о закрытии ООО.
Расчётный счёт нужно закрывать после того, как документы на ликвидацию будут приняты и утверждены. После этого может быть уничтожена документация, печати, фирменные бланки, составляется акт.
Руководитель, после проверки соблюдения всех условий, получает свидетельство о регистрации ликвидации предприятия.
Совет: процедура может осложниться наличием долгов, штрафными санкциями со стороны налоговой инспекции. Доверить работу с налоговой системой по закрытию предприятия лучше специалистам.
Изменения в законодательстве по ликвидации ООО с 1.01.2016
Регистрация ликвидированного ООО в марте 2015 года несколько изменилась. На основании ФЗ-67 от 15.03.2015, были внесены изменения в порядок ликвидации юридического лица по законам, регламентирующим деятельность ООО.
Изменения коснулись организации ликвидации и упрощения процедуры:
- заявителем может быть руководитель компании;
- ликвидатора назначает руководитель, не учредители;
- публикация в СМИ может быть после уведомления налоговой инспекции, а не наоборот;
- дать сведения о промежуточном балансе налоговой можно после того, как все кредиторы предъявят претензии.
Ликвидация ООО в 2015 : грядут изменения!
Ликвидация ООО в 2015 : грядут изменения!
Как закрыть ООО самостоятельно — Пошаговая Инструкция