Menu

+7 (499) 350-44-81

Москва и обл.

+7 (812) 309-68-19

Санкт-Петербург
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages
Filter by Categories
Банки
Банкротство
Бизнеса с нуля
Бухгалтерия
Вклады
Выплаты
Договоры
Документы
Документы
Журналы
Закон
Заявления
ИП
Крединые карты
Кредит
Ликвидация
Налоги
ООО
Организация
Партнерские материалы
Персонал
Печать
Правовые вопросы
Расчетный счет
Регистрация
Регистрация ИП
Регистрация ООО
Рефинансирование
Торговая Марка
Трудоустройство
Увольнение
Управление
ФизЛица
Финансы

Нормативный правовой акт – Что это и как применяется в 2017 году?

18.07.2017

Что собой представляет нормативный правовой акт? Система НПА России очень широка и играет большую роль в экономике и жизни общества.

Содержание

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 350-44-81 (Москва)

+7 (812) 309-68-19 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 Доб. 848 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Термин «правовая информация» сегодня используется в различных ситуациях. Однако необходимо четко представлять, каким сведениям стоит доверять безоговорочно.

Правовая система России относится к романо-германской, или континентальной правовой семье.

Это значит, что главным официальным источником правовой информации в стране служит нормативный правовой акт.

Объединенные в определенную систему с четкой иерархией, эти документы регулируют все сферы взаимодействия членов общества.

Рассмотрим подробнее, из каких элементов складывается система права в современной России.

Что собой представляет нормативный правовой акт

Называться нормативным правовым актом может исключительно официальный документ, который был издан компетентным властным органом с соблюдением определенной процедуры.

Содержанием НПА будут правовые нормы, то есть определенные правила, посредством которых регулируются различные общественные отношения.

Иными словами, нормативный правовой акт – это выражение воли государства по тем или иным аспектам общественной жизни.

Правила, сформулированные в НПА, общеобязательны, а их нарушение порождает ответственность.

Отличить НПА от других документов, издаваемых органами власти в процессе их деятельности, можно по следующим признакам:

  • создает, изменяет или отменяет правовые нормы;
  • направлен на урегулирование определенной сферы общественных отношений;
  • содержит все необходимые реквизиты (рассмотрим их далее);
  • имеет четкую внутреннюю структуру, характерную именно для НПА (разделы, параграфы, статьи – как в законах, например, Закон 208-ФЗ «Об акционерных обществах», «Об исполнительном производстве», или «О защите прав потребителей».
  • принимается компетентным государственным (муниципальным органом) в особом порядке;
  • доводится до всеобщего сведения через официальные СМИ;
  • исполнение норм, содержащихся в документе, обеспечивается государственным принуждением (в том числе через ФССП).

Нормативный правовой акт обладает особым свойством – юридической силой.

Это значит, что он способен порождать для лиц, на которых направлено его действие, те или иные правовые последствия.

Юридическая сила НПА зависит от его места в правовой системе, которая выстроена по иерархической схеме.

Одни акты будут иметь верховенство, а другие – занимать подчиненное положение.

Определяющим фактором для отнесения акта к той или иной ступени будет место в системе госуправления того органа, которым издан документ.

Форма и реквизиты

Все нормативные акты существуют в виде письменных документов. После принятия и подписания они обязательно публикуются в центральных или региональных СМИ, выбранных в качестве официальной площадки для их размещения.

Для федеральных органов власти таковой, например, выступает «Российская газета».

Менее известным широкой публике, но хорошо знакомым профессиональным юристам будет «Собрание законодательства РФ», еженедельно выходящий сборник НПА.

Обнародование, то есть доведение полного текста до сведения населения, важное условие для вступления нормативных актов в силу.

Неопубликованный документ таковой не имеет, следовательно, не может быть применен для общественного регулирования и не способен породить правовых последствий.

Но и опубликованный должным образом акт, как правило, начинает действовать, спустя 10 дней, если только в нем самом не предусмотрен иной срок, например, с момента подписания или с определенной даты.

Форма НПА зависит полностью от содержащихся в нем норм. Нормативные акты издаются в виде:

  • законов (федеральных и региональных);
  • президентских указов;
  • правительственных постановления;
  • ведомственных приказов;
  • положений, инструкций, правил и т.п.

Современным законодательством четко регулируется, какие именно формы нормативных актов компетентна принимать каждая из властных структур.

Например, органы исполнительной власти не наделены полномочием издавать законы.

В их компетенции создание актов, стоящих на других ступеньках иерархии правовых документов.

Для нормативных правовых актов используют специальные реквизиты, которые отличают эти документы от прочих. К ним относятся:

  • указание на принявший НПА орган власти (Президент, Госдума, Правительство и пр.);
  • форма документа (закон, постановление и т.д.);
  • наименование (не для всех);
  • дата принятия;
  • номер документа;
  • место создания;
  • подписавшее документ лицо.

Классификация НПА

Нормативные правовые акты можно классифицировать по различным основания. Рассмотрим наиболее часто использующиеся:

Кто выступил субъектом правотворчества, то есть какой орган проявил инициативу для принятия такого документа:

  • народ через референдум;
  • государственный орган;
  • общественные организации в рамках своей компетенции.

Какой срок действия НПА

  • действующие определенный в самих НПА период;
  • долговременные, без указания срока действия.

На какой территории действуют

  • федеральные (по всей стране);
  • субъектов;
  • муниципальных образований;
  • локальные (на уровне отдельных организаций).

Какую юридическую силу имеют. Это самое значимое основание, так как оно определяет место НПА в системе права. Выделяют две большие группы:

  • законы, имеющие наибольший правовой вес;
  • подзаконные акты, обеспечивающие реализацию зафиксированных в законе норм.

Важно: и законы, и подзаконные акты также выстраиваются в определенную иерархическую структуру с подчиненностью одних другим.

Нормативный правовой акт

Законы

Нормативный правовой акт

Из всех нормативных правовых актов наиболее важными и имеющими высшую юридическую силу являются законы.

Ими регулируются наиболее значимые общественные отношения.

Издавать (принимать) законы уполномочены только представительные (законодательные) органы или сам народ, как источник власти, через референдум.

Процесс законотворчества достаточно сложен и включает в себя несколько обязательных этапов.

Главным из законов, имеющим абсолютное верховенство, в России является ее Конституция.

Этот документ относительно невелик, всего 137 статей, объединенных в 9 глав.

Несмотря на это, именно Конституцией устанавливаются правовые основы всех отраслей общественных отношений.

Она имеет прямое действие, прочие нормативные акты не могут содержать противоречащих норм.

В развитие статей Конституции принимаются Федеральные конституционные законы.

Их число невелико, так как в них содержатся нормы, конкретизирующие декларации основного закона.

Примерами ФКЗ служат законы «Об ОСАГО», «Об образовании в РФ» и т.п.

Эти законы, как и все прочие, не могут содержать нормы, идущие вразрез с Конституцией.

Основное ядро правовой системы составляют многочисленные федеральные законы.

Те из них, что призваны регламентировать наиболее значимые области общественных правоотношений, представляют собой кодифицированные документы.

В каждом из них систематизированы и собраны в одном месте множество норм, регулирующих важнейшие общественные институты:

  • имущественные отношения – Гражданский кодекс;
  • отношения в сфере наемного труда (в том числе, по поводу трудовых договоров) — Трудовой кодекс;
  • ответственность за правонарушения — КоАП и Уголовный кодекс;
  • обязанность вносить платежи в бюджет – налоговый кодекс и т.п.

Все кодексы относятся к постоянно действующим документам.

Текущими законами в них вносятся коррективы: включаются новые статьи, изменяются или признаются утратившими силу формулировки других.

Законы занимают подчиненное положение не только по отношению к Конституции, но и к ФКЗ.

Подзаконные акты

Нормативный правовой акт

Подзаконные акты называются так потому, что издаются для их исполнения.

В нормах таких актов конкретизируются положения законов, прописываются механизмы их дальнейшей реализации.

Могут в них устанавливаться и новые нормы, дополняющие уже существующие, однако они не должны вступать в противоречие ни с тем законом, во исполнение которого приняты, ни с любым другим.

Форма подзаконного НПА зависит от принявшего его органа власти и места в правовой иерархии. Наибольшую силу имеют Указы, которые издает Президент.

За ним следуют нормативные правовые акты Правительства, как правило, постановления.

На следующей ступени стоят акты различных ведомств и министерств, которые имеют форму приказов и распоряжений.

Международные договоры

Государство в целом выступает субъектом правовых отношений на международном уровне.

Российская Конституция признает документы такого сотрудничества в качестве части правовой системы страны.

Следовательно, международные договоры, одной из сторон которых вступает Российская Федерация, являются нормативными правовыми актами.

Они регулируют отношения и иностранными державами по различным политическим и экономическим вопросам.

Международные договоры имеют приоритет даже перед законами, если нормы последних противоречат условиям подписанного соглашения.

Судебные акты

Общепринято, что акты судебной власти, изданные по вопросам их компетенции, не считаются источниками права, и не имеют той силы, что присуща нормативным правовым актам.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 350-44-81 (Москва)

+7 (812) 309-68-19 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 Доб. 848 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Однако такие документы, как Постановления высших судов, все же играют важную роль в правовом регулировании.

Они содержат разъяснении по поводу применения уже существующих норм при отправлении правосудия.

ПОЛУЧИТЕ АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО ОТВЕТ ЭКСПЕРТА-ЮРИСТА ЗА 5 МИН

Таким образом формируется единообразная практика правоприменения.

 0
0
1 из 52 из 53 из 54 из 55 из 5
(1 голосов, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Закрыть