Открытие собственного бизнеса — мечта многих, причём мечта вполне досягаемая, если знать с чего начать и как действовать. Сама процедура открытия не очень сложная, но она связана с массой важных нюансов, так что следует запастись знаниями, временем и, конечно же, финансовыми возможностями. Весь пошаговый алгоритм работы, пакет необходимых документов и типичные ошибки далее в статье.
Содержание этой статьи:
Что такое фирма и какими бывают фирмы?
Фирма — обиходное название предприятия, то есть бизнеса на основе юридического лица. Мы будем рассматривать именно юридической лицо, хотя фирмой иногда называют ещё и деятельность ИП (индивидуального предпринимателя), хотя это в корне неправильное название. Так что далее фирмой будем называть именно юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке.
В нашей стране действующим законодательством предусмотрена возможность зарегистрировать такие виды юридических лиц:
- Открытое акционерное общество — форма организации юридического лица, при котором собственники продают свои акции любым лицам.
- Закрытое акционерное общество — форма юридического лица, при котором собственники продают акции только участникам общества.
- Общество с ограниченной ответственностью — наиболее распространённая форма, основанная на вкладах участников в общий фонд.
Что такое ООО?
Общество с ограниченной ответственностью представляет собой юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке с одним или несколькими учредителями (участниками). Учредители договариваются о создании такого общества и вносят в уставной фонд фирмы свои средства — каждый в определённом размере, причём не обязательно в равных долях.
Взносы в общий фонд могут быть любыми — от денег до имущества. Далее фирма регистрируется и начинает деятельность. В качестве начальных оборотных средств используется созданный уставной капитал.
К главным плюсам ООО можно отнести следующие:
Разумеется, что такая фирма, как ООО, имеет и некоторые недостатки. Среди основных можно выделить такие:
1. Для регистрации общества необходим уставной капитал. Его стоимость не может быть меньше 10 тысяч рублей, причём для некоторых видов деятельности минимальный размер может быть большим, вплоть до десятков миллионов рублей. Нас интересует самый простой и доступный вариант, поэтому остановимся на 10 тысячах, которые будет не очень сложно насобирать для старта бизнес-проекта.
2. У ООО довольно сложная система вывода заработка участников (дивидендов). Для этого должны быть выполнены специальные процедуры, предусмотренные Уставом фирмы и действующим законодательством.
3. Общество с ограниченной ответственностью, в отличие от индивидуального предпринимателя, обязано вести бухгалтерский учёт, причём с довольно сложной отчётностью. При этом масса нюансов в бухгалтерской сфере требует найма специалиста в штат или использования услуг сторонних бухгалтеров.
4. При наличии нарушений законодательства в области коммерческой деятельности, придётся платить довольно высокие штрафы. Для юридических лиц штрафы порой в десятки раз превышают размеры штрафов для физических, к тому же со стороны государственных органов в отношении юридических лиц более высокий контроль.
Теперь уточним вопрос отличия ООО от ИП, поскольку этим вопросом очень часто интересуются. К очевидным плюсам индивидуального предпринимателя относят предельную простоту регистрации и ведения деятельности, причём без бухгалтерского учёта, сложной системы налогообложения и так далее.
Недостатки у ИП тоже есть. К ним можно отнести «несолидность» такой инициативы, а также невозможность вести некоторые виды деятельности. Но самый главный недостаток заключается в том, что индивидуальный предприниматель несёт ответственность за свою коммерческую деятельность всем своим имуществом. То есть в случае накопления долгов или штрафов, предприниматель будет отвечать своими деньгами, банковским вкладом, автомобилем, недвижимостью — одним словом всем, что принадлежит ему, как физическому лицу. По сравнению с ограниченной только внесёнными вкладами ответственностью участников ООО, это довольно серьёзный недостаток.
Пошаговый алгоритм
Сначала советуем ознакомиться с общим пошаговым алгоритмом открытия новой фирмы. Он выглядит следующим образом:
- Визит представителя в ФНС.
- Регистрационные действия.
Теперь перейдём к обсуждению каждого шага отдельно и разберём все необходимые действия для каждого этапа.
Шаг 1. Как подготовиться к открытию фирмы?
Итак, перейдём к процедуре открытия, которая подразумевает регистрацию юридического лица в установленном порядке. В первую очередь следует определиться с участниками — будет он один, либо несколько. На встрече с коллегами следует решить ряд важных вопросов, например, чем компания будет заниматься, где будет расположен офис, возможно ли производство или склады — словом, нужно решить все вопросы, с которыми можно будет столкнуться во время ведения бизнес-проекта. После обсуждения условий старта деятельности и других нюансов переходят к конкретным процедурам.
Итак, учредители созывают собрание, на котором принимают решение о создании ООО и внесении в его уставной капитал определённых взносов. Это оформляется специальным документом, который называется протоколом. Если учредитель в одном лице — оформляется решением. Документ должен содержать такую информацию:
- Дата проведения общего собрания.
- Состав собрания (учредители и гости).
- Повестка дня (создание ООО с определённым названием, утверждение Устава, регистрация ООО лично учредителями или уполномоченным лицом, распределение вносимых долей, назначение директора, остальные важные вопросы, касаемо старта деятельности фирмы).
- Результаты голосования по вопросам.
- Подписи участников.
К этому моменту должен быть готов Устав новой компании, который должен содержать условия работы ООО. В принципе, большинство уставов однотипные, но всё же имеют определённую специфику в содержании, в соответствии с видами деятельности или интересами учредителей.
Кстати, название для своей фирмы следует выбирать заранее, поскольку понравившееся может быть просто занято и ООО не зарегистрируют. Проверить название можно в интернете на сайте налоговой службы (nalog.ru) в соответствующем разделе с реестром юридических лиц. Кстати, существует возможность зарезервировать необходимое название заранее, до момента регистрации фирмы, особенно если это касается довольно распространённых и известных слов.
Имея готовый протокол собрания участников и два экземпляра Устава нового предприятия, можно отправляться к ближайшему нотариусу. Это требуемая законом норма — подписи физических лиц в Уставе должны быть заверены нотариально. Кстати, участником фирмы может быть и другая фирма — особенных отличий по процедурам нет, просто подписи будет ставить директор фирмы-учредителя.
Список видов деятельности с указанием их кодов можно найти на сервисе фискальной службы. Выбирать можно как один, так и несколько видов — их количество для одной компании ничем не ограничено. При этом не стоит забывать, что налогообложение будет учитываться от основного вида деятельности — он всегда первым указан в перечне направлений работы компании.
Шаг 2. Вносимые доли
Как требует законодательство, на момент регистрации фирмы необходимо сформировать не менее половины уставного капитала ООО. То есть на расчётном счету фирмы (открывается на имя одного из учредителей) необходимо иметь минимально требуемую сумму денег.
Допускается формирование уставного капитала различным имуществом. В таком случае все учредители проводят оценку такого имущества, о чём составляется соответствующий акт. Таким образом также можно сформировать требуемый капитал, но в денежных средствах будет надёжнее. Также наличие на счетах денежных сумм даёт возможность прямо их использовать в своей деятельности в качестве оборотных средств.
Чтобы избежать в будущем различных споров между участниками, в Уставе фирмы необходимо тщательно прописать доли и порядок их распределения. Это очень важный момент, упускать который крайне не рекомендуется. Известны многочисленные споры между участниками по поводу долей в фирме (когда она уже стала достаточно мощной), которые растягиваются на года и требуют высоких затрат.
Шаг 3. Государственная регистрация
Для непосредственной регистрации фирмы необходимо заполнить заявление по форме Р11001 — скачать бланк можно на сайте nalog.ru в соответствующем разделе. Никаких сложностей в заполнении нет, но всё равно следует быть внимательным и не допускать ошибок. На этом же сервисе можно сформировать квитанцию на оплету государственной пошлины за регистрацию юридического лица. На конец 2018 года эта пошлина составляет 4 тысячи рублей.
Здесь следует напомнить, что с начала 2019 года эту пошлину можно не платить, если проводить регистрацию фирмы в электронном порядке. То есть если приходить к регистратору с бумажными документами, то придётся заплатить 4 тысячи, а если регистрировать через сайт сервиса, то платить не нужно. Только для такой процедуры понадобится наличие электронной подписи, но её сейчас можно оформить во многих местах причём совсем недорого и она может пригодиться в дальнейшем. С использованием электронной подписи можно подавать отчёты, подписывать договоры, вести официальную переписку и многое другое. Это существенно облегчает документооборот.
Шаг 4. Пакет документов
Итак, для визита к регистратору следует иметь подготовленный пакет документов, состоящий из:
- Протокол общего собрания о создании фирмы или решение одного учредителя.
- Два экземпляра Устава, с нотариально заверенными подписями участников.
- Заполненное заявление по форме Р11001.
- Квитанция об оплате государственной пошлины за проведение регистрационных действий.
С этим пакетом документов необходимо отправляться к регистратору в ближайший орган фискальной службы. В подавляющем большинстве случаев учредители назначают ответственным за регистрацию фирмы её директора (до момента регистрации — будущего), которому необходимо выдать соответствующую доверенность с перечнем полномочий. Доверенность должна быть заверена нотариально.
Кстати, одновременно с процедурой регистрации юридического лица необходимо выбрать для него систему налогообложения. Систем существует несколько и каждая из них отличается собственными особенностями, деталями, плюсами и минусами. Какую именно выбрать — дело учредителей и мы сейчас не будем заострять внимание именно на этой теме.
Регистрация новой фирмы проводится в течение 3 рабочих дней, после чего учредитель, директор или уполномоченное лицо получают соответствующее уведомление по электронной почте. В принципе, с этого момента можно начинать работать.
Отдельно регистрироваться в различных органах, например, в Пенсионном фонде, нет необходимости. Современная процедура регистрации не требует подобных действий, поскольку информация автоматически попадает в единый реестр, который доступен всем органам, контролирующим хозяйственную деятельность предприятий и организаций.
Типичные ошибки
Если в документах содержатся ошибки и государственный регистратор откажет в проведении регистрационных действий, об этом будет выдан соответствующий документ. Провести повторную регистрацию фирмы после устранения недочётов без повторной уплаты государственной пошлины можно в течение трёх месяцев после получения такого документа об отказе. Сделать это можно только один раз, то есть если и повторное обращение повлечёт за собой отказ по причине ошибок — пошлину придётся платить заново.
Типичные ошибки, при которых выносится решение об отказе в проведении регистрационных действий, как правило заключаются в невнимательном заполнении документации, описках, неверной информации или реквизитах. Именно поэтому важно предельно внимательно проверять всю документацию перед визитом в государственные органы.
С регистрацией индивидуального предпринимателя возможны аналогичные ошибки, так что в этом процедуры целиком схожи. Разница будет в размере государственной пошлины — для ИП на конец 2018 года она составляет 800 рублей.
ВИДЕО: Как самому открыть фирму?
Как открыть ООО?
Регистрируем самостоятельно
Вывод
Как видите, ничего сложного в открытии фирмы нет — гораздо сложнее будет её «раскрутить» и получать прибыль. При этом регистрация всё равно связана с массой нюансов, которые можно упустить по невнимательности. Фирму можно открывать самостоятельно, а можно обратиться за помощью специалистов в этом деле, которые возьмут определённую сумму за услугу, но сделают всё максимально быстро и качественно. Как поступать — решать вам.