Умение оперативно рассчитывать значение рентабельности продаж важно сегодня не только для бухгалтеров и экономистов. Твердые знания и уверенные навыки в такой сфере пригодятся даже новичку в бизнесе, так как способны дать ответ на целый ряд важных вопросов.
Содержание этой статьи:
Вид формулы рентабельности продаж
Формула рентабельности продаж встречается в абсолютно всех экономических учебниках.
Вырученные деньги от продажи произведенной продукции, проданных товаров, и оказанных услуг – вот самый объективный критерий коммерческой успешности работающего в условиях нормальной рыночной экономики предприятия.
Для упрощения анализа показателей рыночной эффективности компании используют понятие коэффициент рентабельности продаж.
Рентабельность продаж является арифметическим отношением достигнутой прибыли после вычета соответствующего налога к чистой выручке (освобожденной от НДС или налога с оборота), полученной от проведения всех коммерческих операций за определенный отчетный период (месяц, квартал, полугодие, год).
Данный экономический микроиндикатор подсчитывается в процентах. В экономической литературе в расчетных формулах этот показатель обозначается ROS (Return on Sales) или NPM (Neto Profit margin). У данной экономической величины существуют синонимы в виде следующих терминов:
- рентабельность оборота
- коэффициент чистой прибыли
- рентабельность продукции
- рентабельность реализованной продукции
- удельная чистая прибыль
Классический вид формулы, которая показывает, как рассчитать коэффициент рентабельности продаж, имеет вид:
ROS = (NI/NS)х100%.
Расшифровка наиболее важных понятий, связанных с рентабельностью
В ней NI, NS чистая прибыль и чистая выручка соответственно, измеряемые в национальной валюте, или в случае необходимости, конвертируемой валюте.
Компании, ведущие международную коммерческую деятельность, для своих акционеров, кредиторов, инвесторов в формах специальной отчетности указывают эти результаты в долларах или евро.
В переводе на язык обывателя, рентабельность продаж показывает, сколько было заработано чистой прибыли с единицы (рубля, доллара, евро) торгового оборота.
Еще проще, этот показатель показывает, сколько останется в кармане бизнесмена после покрытия всех производственных и коммерческих расходов (себестоимости), выплат по кредитам, и погашении налоговых обязательств перед бюджетом.
Также дает возможность оценить и сопоставить долю себестоимости к достигнутому финансовому результату (прибыли).
Специалисты различают два вида показателей рентабельности: абсолютный и относительный. Первый показатель рассчитывается за определенный период с поправкой на инфляцию за этот же интервал времени.
Относительная рентабельность арифметически выводится из отношения совокупности вложенных в работу предприятия инвестиций и всех операционных расходов к полученной этим же предприятием прибыли от всех видов деятельности.
Такая величина интересует миллионы людей в мире. Информационный запрос по рентабельности является необыкновенно релевантным (важным, существенным).
Его высокая популярность послужила причиной для того, чтобы абсолютное большинство интернет-порталов экономической тематики при помощи установленной опции экономического калькулятора предлагали посетителям своего ресурса производить её автоматизированный расчет онлайн при возникновении такой необходимости.
В калькулятор пользователем вводятся все текущие производственные, коммерческие, общие и административные расходы компании, текущие или прогнозируемые в течение отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, года).
В расчет показателя предприниматель может включить налоговые отчисления и платежи в фонд социального страхования (не стоит путать с договорным страхованием).
Примеры расчета рентабельности продаж
Рентабельность продаж является одним из важных операционных инструментов для контроля корпоративных совокупных расходов, необходимых для создания продуктов, предлагаемых услуг, и реализации товаров.
Сравнение значений, достигнутых в коммерческой деятельности результатов, позволяет оценить степень эффективности деятельности экономического агента на рынке.
На показатель рентабельности продаж могут объективно в сторону снижения повлиять инвестиционные расходы компании, целью которых является повышение своей рыночной конкурентоспособности.
В целях упрощения понимания всех важных экономических аспектов, необходимо проиллюстрировать все вышесказанные утверждения примером, чтобы стало яснее, как посчитать ROS.
Пример
Общая выручка компании в 2014 году равнялась 1,5 млн рублей. В 2015 году такой показатель составил 2,0 млн рублей. При этом чистая прибыль по балансу составила 300 и 320 тысяч рублей соответственно.
Необходимо вычислить цифру или коэффициент рентабельности продаж и проследить за ее динамикой. Вначале высчитываем ROS за 2014 год по уже известной формуле (300/1500)х100%=20%.
ROS за 2015 год будет (320/2000)х100%=16%. В итоге получаем годовое снижение рыночной эффективности компании в 4%. В русскоязычной литературе по экономике этот индикатор может еще обозначаться Крп, но расчет остается аналогичным. Через такой индикатор квалифицированный экономист сможет выйти и на такой показатель, как рентабельность активов, называемый также фондоотдачей. При условии, что предприятием за год получена прибыль 45,0 тысяч у. е., а стоимость эксплуатируемых активов (имущества), компании составляет 250,0 тысяч у. е. при торговой выручке за этот же период 200,0 тысяч у. е., расчет будет выглядеть следующим образом:
Такое число экономисты еще называют коэффициентом Дюпона и обозначают ROE, а классическая формула для его расчета имеет вид:
Факторы, влияющие на увеличение рентабельности продаж
На увеличение показателей степени успешности в торговле могут оказывать влияние следующие экономические факторы:
- Опережение темпов роста выручки по отношению к темпу роста затрат.
- Показатели корпоративных совокупных затрат снижаются быстрее снижения валовой выручки от продаж.
- Выручка растет с одновременным снижением себестоимости произведенного продукта, оказываемой услуги, или реализуемых товаров.
В первом случае позитивные изменения становятся возможными за счет роста товарооборота, либо за счет изменения ассортимента продаж.
Для второго фактора характерно повышение цены на производимую продукцию (работы, услуги) или структурные изменения в ассортименте реализации.
При третьем варианте повышения показателя, в качестве причин, приводящих к повышению, выступает кроме повышения отпускной цены на продукт и изменения ассортимента еще и снижение затратных норм.
Факторы, приводящие к снижению рентабельности продаж
На снижение показателя эффективности продаж могут оказывать влияние следующие экономические факторы:
- Рост затрат превышает рост выручки.
- Выручка от реализации падает быстрее общих расходов.
- Снижение выручки от реализации происходит на фоне увеличения затрат.
Для первого сценария характерны инфляция корпоративных издержек, опережающих общие поступления от продаж, с наступлением неблагоприятной конъюнктуры на рынке в виде необходимости снижения цен.
При наступлении второго варианта, единственной причиной его появления является сокращение объемов продаж.
В третьем случае причина снижения данного коэффициента эффективности торговой деятельности носит комплексный характер, и состоит из необходимости снижения цены на корпоративный продукт и уменьшения ассортимента с невозможностью остановить рост корпоративных расходов.
Рентабельность продаж и оборачиваемость активов
Рентабельность продаж и оборачиваемость активов
Формула рентабельности продаж: Базовые принципы расчета