Валовая прибыль, формула ее расчета является частью анализа финансовой деятельности предприятия.
Показатель помогает оценить эффективность работы компании по обычным для нее операциям.
Значение валовой прибыли представлено в финансовой отчетности фирмы, что показывает важность параметра в анализе ее работы.
Содержание этой статьи:
Что это такое?
Любая прибыль — это разница между доходами и расходами от предпринимательской деятельности.
Однако состав этих двух значений определяет вид финансового показателя.
В анализе хозяйственной деятельности выделяют несколько параметров прибыли:
- валовую;
- операционную;
- чистую;
- налогооблагаемую и др.
На рисунке представлена взаимосвязь некоторых показателей.
Отличительной особенностью валовой прибыли, является ее расчет по обычным направлениям деятельности компании.
Для каждого предприятия они свои, поэтому состав сведений, включаемых в расчет показателя, может отличаться по отдельным компаниям.
back to menu ↑Расчет валовой прибыли
Валовая прибыль предприятия определяется как разница между выручкой от продажи товаров или услуг и их себестоимостью.
При этом в выручку включаются только чистые продажи, то есть доход за минусом НДС, акциза и других обязательных платежей.
Будем придерживаться классического определения валовой прибыли (Gross Profit), пришедшего из западной науки, а именно включения в себестоимость продукции переменных расходов, от которых напрямую зависит производство товаров:
- сырья, материалов;
- оплаты труда производственного персонала с отчислениями на нее;
- амортизации производственных средств и т. п.
Отдельно рассмотрим особенности расчета валовой прибыли в российской бухгалтерской отчетности.
back to menu ↑Для чего рассчитывать валовую прибыль?
Даже небольшое коммерческое предприятие в процессе деятельности получает разнообразные виды доходов и несет большое количество расходов, зачастую несвязанных с основной деятельностью.
Однако потенциал компании, возможность дальнейшего развития, определяются ее обычными направлениями.
Например, в результате большой страховой выплаты, компания получает прибыль, несмотря на убыточную производственную деятельность.
Может ли такой итог служить ориентиром инвесторам для вложения средств? Безусловно, нет.
Так как вероятность получения дохода в будущем очень низка, и инвесторы будут нести убытки.
Валовая прибыль позволяет оценивать итоги выпуска продукции или оказания услуг.
Именно эта часть финансового результата в большей степени подвержена влиянию менеджмента компании и позволяет квалифицировать эффективность его работы.
Анализ итогов показывает целесообразность деятельности предприятия, а также дает возможность сравнить результаты в динамике.
back to menu ↑Показатели, рассчитываемые на основе валовой прибыли
Абсолютная величина валовой прибыли дает немного информации.
Ведь отличный финансовый результат малой компании может быть ничтожным для крупного бизнеса.
Поэтому полученный итог сопоставляют с различными показателями:
- выручкой;
- вложениями;
- стоимостью активов;
- собственным капиталом и др.
А также сравнивают в динамике. Соотношение прибыли и других параметров позволяет оценивать эффективность вложений и деятельность менеджмента компании, а также сравнивать показатели нескольких предприятий.
Наиболее популярна в финансовом анализе рентабельность по валовой прибыли.
Ее также называют коэффициентом валовой прибыли, коэффициентом валовой маржи.
В английской интерпретации название звучит «gross profit margin».
Коэффициент валовой маржи показывает процент прибыли в чистой выручке компании.
Значение показателя вычисляется делением валовой прибыли на чистый доход.
Пример
Компания продала за отчетный период продукции на 1 млн рублей. Себестоимость всех товаров 750 тыс. рублей. Посчитаем валовую прибыль и рентабельность по валовой марже компании.
Валовая прибыль (валовая маржа) = 1 000 000 — 750 000 = 250 000 руб.
Рентабельность валовой прибыли | = | 250 000 | = | 25,00% |
1 000 000 |
Таким образом, 25% выручки компании составляет валовая прибыль.
back to menu ↑Факторы, влияющие на валовую прибыль
Прибыль компании от производства продукции и оказания услуг зависит от множество причин.
Среди них можно выявить внутренние и внешние факторы.
К внутренним относятся:
- ценовая политика компании;
- объем товарооборота;
- улучшение качества продукции;
- работа на ассортиментом;
- снижение себестоимости товаров и услуг;
- рост производительности труда;
- полезное использование производственных фондов и мощностей;
- маркетинговая политика, позволяющая увеличить конверсию продаж.
Внешние факторы не зависят от деятельности компании и ее руководства. Сюда относят:
- географическое расположение;
- наличие ресурсов;
- природные условия;
- транспортную инфраструктуру;
- регулирующие законы;
- экономическую политику государства;
- состояние мировой экономики.
Грамотный предприниматель должен отлично знать внешние условия работы компании и эффективно влиять на внутренние факторы. Рассмотрим некоторые из них.
back to menu ↑Ценовая политика и товарооборот
Учет спроса на товар — основное отличие рыночной экономики от плановой.
В условиях конкуренции предприниматель должен устанавливать оптимальные цены на товар, покрывающие издержки, но являющиеся привлекательными для клиента.
Уровень валовой прибыли напрямую зависит от валового дохода, который считается суммированием товарооборота по всем видам продукции или услуг.
Более высокая цена при прочих равных условиях дает увеличение валового дохода.
Однако, повышение стоимости товара приводит к снижению спроса на нее, и как следствие, снижению объема проданных товаров.
Нереализованные запасы товаров являются баластом для компании, помимо падения доходов, они могут повлечь дополнительные расходы на хранение, поддержание товарного вида, транспортировку.
На рисунке представлены негативные последствия затоваривания производства.
back to menu ↑Снижение себестоимости продукции и рост производительности труда
Снижение расходов на производство товаров, а также лучшие показатели использования трудовых ресурсов благоприятно сказываются на прибыльности продукции.
В современном мире очень быстро появляются новые технологии, позволяющие выпускать доступный товар.
Важно отслеживать современные тенденции для сохранения и улучшения финансовых результатов.
Производитель, имеющий преимущества в стоимости продукции, может получать дополнительную прибыль, продавая товар по сложившейся цене, или снизить цену, за счет чего расширить круг клиентов.
Оба варианта ведут к увеличению валовой прибыли. Пути получения резерва стоимости представлены на схеме.
back to menu ↑Ассортимент продукции
Расширяя товарный ассортимент, компания привлекает покупателей. Однако распыление ресурсов компании по разным видам продукции может привести к их удорожанию.
Разные товары отличаются собственной рентабельностью. Компании выгодно производить продукцию, которая приносит большую прибыль.
Поэтому нужно вычислять не только общий результат, но и рассчитывать прибыль по отдельным направлениям деятельности.
back to menu ↑Валовая прибыль в отчетности компании
Контрагенты компании могут оценивать результаты деятельности компании по финансовой отчетности. Рассмотрим, как найти валовую прибыль по публичным отчетам.
Оценить валовую прибыль по балансу не представляется возможным, так как в этом документе отражен итоговый финансовый результат после подсчета всех доходов и расходов компании, включая управленческие, операционные, чрезвычайные и некоторые другие.
Основным источником оценки деятельности компании является форма № 2 — «Отчет о прибылях и убытках».
В нем отдельными строками выделены:
- выручка;
- себестоимость продаж;
- валовая прибыль.
Можно вывести формулу, как найти валовую прибыль по отчету о финансовых результатах:
Ниже идут внереализационные доходы и расходы, позволяющие рассчитать чистую прибыль компании.
На первый взгляд, в форму № 2 включены все необходимые данные для оценки деятельности компании по рассматриваемому показателю, и оценке его динамики за два года.
Формула расчета валовой прибыли имеет вид:
Валовая прибыль (ст. 2100) = стр. 2110 — стр. 2120
Процент валовой прибыли считается по следующему алгоритму:
Рентабельность валовой прибыли | = | Стр. 2100 | * 100 | = | Стр. 2110 — стр. 2120 |
Стр. 2110 | Стр. 2110 |
Проблема заключается в том, что коммерческие и управленческие расходы, не имеющие отношения к производственному процессу отражаются в данном отчете лишь небольшим числом фирм, теми что относят итог по 26 и 44 счетам в бухгалтерском учете непосредственно на финансовый результат (90 счет).
Большая часть компаний включают эти виды расходов или один из них в себестоимость продаваемой продукции (списывают на 20, 23 и др. счета).
В этом случае, данные виды расходов будут учтены в стр. 2120 Формы №2 и будут участвовать в расчете валовой прибыли.
В этом случае показатель не дает возможность оценить выгоду именно от производственной деятельности компании, а учитывает все расходы.
Для того, чтобы проанализировать результаты деятельности, нужны дополнительные сведения из аналитического учета предприятия.
back to menu ↑Заключение
Расчет валовой прибыли компании является важной частью финансового анализа работы предприятия.
Он позволяет определить итог от основных направлений деятельности компании и является основой для определения рентабельности продукции и установления будущих ориентиров.
Валовую прибыль можно рассчитать по показателям формы № 2 публичной финансовой отчетности компании, но нужно учитывать особенности ведения бухгалтерского учета.
back to menu ↑Валовая и операционная прибыль
Валовая и операционная прибыль
Валовая прибыль: Формула расчета в 2017 году