
Выплаты заработной платы и пособий гражданам во многом зависят от минимального размера оплаты труда, который с 1 января 2018 года равен 9489 рублей.
Содержание этой статьи:
Повышение МРОТ говорит о том, что намечена положительная динамика в улучшении качества жизни всему населению РФ. Но так ли это замечательно, как может показаться с первого взгляда?
Соотношения минимальной заработной платы и прожиточного минимума
До недавнего времени МРОТ и показатели базовых расходов населения не были связаны, как правило, МРОТ составлял около 60% от прожиточного минимума.
Это оставляло нерешенным такой вопрос: как граждане, получающие минимальную заработную плату, должны покрывать свои необходимые расходы – еду и коммунальные услуги?
Закон об увеличении минимальной заработной платы до прожиточного минимума был принят Владимиром Путиным 28 декабря 2017года, который рассчитывает поэтапное увеличение МРОТ.
Так, например, его будут индексировать 1 января каждого года, и уравнивать величине прожиточного минимума за второй квартал предшествующего периода.
Минимальный размер оплаты труда
МРОТ – минимальный объем выплаты, установленной в законодательном порядке.
Данному требованию должны соответствовать все получаемые средства работниками, а не только оклад.
Перед сравнением с МРОТ суммируются все выплаты – вознаграждения и премии.
Региональные органы управления могут принять закон об установлении своего уровня МРОТ, но не ниже федерального.
Это является следствием того, что экономические обстоятельства по всей стране имеют ощутимые отличия.
Таким образом, региональное правление выражает поддержку трудящимся, получающим финансирование не из федерального бюджета.
На уровне региона МРОТ устанавливают путем трехстороннего соглашения: регионального правительства, объединений профсоюзов и работодателей.
После принятия решения все работодатели становятся участниками этой программы в автоматическом порядке, если в течение тридцати дней не пришлют письменный отказ от участия.
В таком случае они обязаны будут учитывать только федеральный МРОТ.
Прожиточный минимум
Под определением прожиточного минимума принята величина, определяемая региональными органами власти или Правительства РФ, в которой учтены факторы:
- состав необходимого набора продуктов питания, одежды и других необходимых вещей для граждан;
- данные статистики на ценовую политику в регионах;
- суммарные показатели обязательных оплат и налогов;
- показания инфляции (не путаем с дефляцией).
С этим показателем сравниваются доходы определенной категории граждан, на основании чего определяются суммы необходимых пособий и субсидий, необходимых для поддержки населения.
К ним относятся надбавки к пенсии, субсидирования коммунальных платежей и другие.
Как заявил президент РФ, увеличение МРОТ до отметки прожиточного минимума станет вероятным с 1 мая 2018 года (до 11’193 рубля).
Такой законопроект планируется внести в рассмотрение государственной думой.
Важно: При достижении минимальным размером оплаты труда прожиточного минимума, у граждан получающих минимальную заработную плату появляется возможность перекрывать базовые расходы.
Где используется федеральный МРОТ
Минимальный размер оплаты труда необходим для выполнения следующих задач:
- упорядочивание величины вознаграждения за труд;
- исчисление пособий по безработице, выплате больничных листов, пособий по беременности и родам;
- выплат страхового обеспечения – оплата медучреждениям, пособия по уходу, пенсионные выплаты и другие цели обязательного страхования.
Страховые взносы предпринимателей
До 1 января 2018 года размер страховых взносов зависел напрямую от минимальной зарплаты.
Так, на выплаты пенсионного страхования необходимо было выплатить 26% от годового МРОТ.
После принятия ФЗ №337 утверждены фиксированные суммы годовых взносов для индивидуального предпринимательства:
- обязательное пенсионное страхование – 26545 рублей;
- ОМС – 5840 рублей.
Это так называемые взносы «на себя». На самом желе, сейчас трудно сказать, насколько «выигрывает» предприниматель при такой системе расчета взносов, так как пока не ясно, какой размер МРОТ будет в последующие годы.
Можно говорить, что повышение МРОТ вполне логично повышает вслед за собой налоговые отчисления в казну государства, это в свою очередь, может понести за собой увеличение теневой занятости.
Важно: С 1 января 2018 года у предпринимателей введены новые правила при исчислении суммы годовых взносов «на себя». Старые правила уже не действуют.
Влияние МРОТ оклад на пособия
Как МРОТ не счете может повлиять один на все показания пособия, он действуют оказывает последствия системе только в таких последнее случаях:
- в расчетном сделал периоде у работника статьёй нет заработка величине или он считается меньше МРОТ;
- уравнивать общий стаж системе менее шести такие месяцев;
- при статьёй несоблюдении режима Рассчитать лечения (врач письменный сделал отметку в это больничном листе);
- частей травма или полную заболевание наступило свои вследствие алкогольного регионы или наркотического больничный опьянения.
Если среднедневной заработок исчислением меньше минимального, было то размер ли пособия зависит регионам от МРОТ, декабря установленного на годового дату расчета. занятости
Так, если первого больничный лист желе открыт после 1 малом января 2018года, сотрудника то для Москве расчета уже который будет браться дату повышенный МРОТ. беременности
Это также периоде касается и пособий виде по уходу страховых за ребенком случаев до полутора всей лет.
Рассчитать должностные размер пособия факторы можно самостоятельно, положениями воспользуясь калькулятором ФСС, перед раньше этим заранее упорядочивание необходимо уточнить о оставляло наличии повышающих доходом коэффициентов отдельно принята взятого региона.
Выплаты Основания для полную принятия МРОТ
таких Федеральный закон 82 о автоматическом минимальном размере населения оплаты труда с принят в равным прожиточному минимуму за минимальном второй квартал решения прошлого года. увеличенный
Однако, в случае опьянения уменьшения суммы полутора прожиточного минимума, стараются МРОТ не можно подлежит изменениям, а предпринимательству остается равным минимум предыдущему.
С января 2018 следствием года МРОТ состоит составляет всего 85% ухищрения от прожиточного получает минимума, однако 07 запрещено февраля 2017 года обязательных Государственная дума вполне РФ приняла в том первом чтении уровнем законопроект №374313-7 о внесении уровне изменений в статью 1 это ФЗ о МРОТ.
В результате законопроекте предлагается исчисление установить МРОТ сейчас равный прожиточному получает минимуму уже с 1 же мая 2018 года и сравнением установить в размере 11’163 определяются рубля.
В соответствии с покрывать положениями Трудового соответственно кодекса, МРОТ января определяется для плата всех муниципальных зависит образований РФ, это региональный МРОТ минимуму не может ли быть ниже больничном федерального.
Возможно ли начисление заработной платы, по величине не соответствующей МРОТ?
Начисляемая будет оплата труда, городах как правило, становятся состоит из показаться нескольких частей – должностного оклада, премий и надбавок. себя
Для сравнения с письменный МРОТ используется срок совокупная сумма всех выплат за один месяц.
В случае, когда сотрудник получает один должностной оклад, то его величина не должна быть ниже МРОТ (в соответствии со статьёй 133 ТК РФ), только когда исполнены нижеследующие требования:
- сотрудник выработал полную ставку;
- выполнены установленные должностные нормы и требования.
Заработная плата сотрудника считается его доходом, соответственно работодатель, являясь налоговым агентом, удерживает НДФЛ в размере 13% с начисляемой заработной платы.
Как следствие, работник на руки должен получать зарплату равную или больше размера МРОТ.
Важно: Если в ходе проверки организации были выявлены нарушения, связанные с тем, что сотрудники получали заработную плату ниже установленного МРОТ, то руководитель и главный бухгалтер будут нести ответственность в виде штрафов.
Штрафы предусмотрены в таких объемах:
- 1-5 тысяч рублей при первом нарушении;
- 10-20 тысяч рублей при повторном;
- дисквалификация на срок до трех лет.
МРОТ в Москве
Такие города как Москва и Санкт-Петербург славятся не только своими достопримечательностями, но и высоким уровнем прожиточного минимума.
Как правило, в этих городах региональные власти устанавливают свой МРОТ гораздо раньше остальных регионов.
Повышение минимального размера оплаты труда в Москве носит ежеквартальный характер.
Это установлено трехсторонним соглашением, заключенным между правительством Москвы, объединением профсоюзов и объединением работодателей.
Постановление правительства Москвы с 1 января 2018 года установлен МРОТ, равный 18’742 рубля.
Этот итог появляется в результате утверждения прожиточного минимума, утверждённого в декабре за третий квартал 2017 года.
Минимальная зарплата не увеличена по сравнению с предыдущим периодом, так как прожиточный минимум за предшествующий период был ниже на 282 рубля по сравнению со вторым кварталом 2017 года.
А уменьшать МРОТ запрещено законодательно.
В Московской области уровень МРОТ установлен на отметке 13’750 рублей. Он был установлен 30 ноября 2016 года Министерством социального развития МО.
Региональные МРОТ
Как уже говорилось ранее, в различных субъектах экономическая ситуация может значительно отличаться, чем в целом по стране.
Поэтому многие регионы водят свои минимальные заработные платы, которые не могут быть ниже федерального МРОТ.
В таблице приведены показатели по всем регионам.
Центральный федеральный округ
Белгородская обл. | 9’002 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Брянская обл. | 10’428 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Бюджетные предприятия 9’550 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Внебюджетные учреждения 10’615 |
Владимирская обл. | 10’594 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Воронежская обл. | 8’700 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Прожиточный минимум (но не менее 9’489) |
Ивановская обл. | 10’289 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Прожиточный минимум за третий квартал предшествующего года |
Калужская обл. | 10’327 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Костромская обл. | 10’723 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Курская обл. | 9’116 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Внебюджетные организации 9’804 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Бюджетные предприятия 9’489 |
Липецкая обл. | 8’962 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 120% прожиточного минимума за 4-й квартал 2017 года |
Москва | 18’453 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 18’742 |
Московская обл. | 13’478 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Внебюджетные учреждения 13’750 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Бюджетные организации 9’489 |
Орловская обл. | 9’577 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 10’500 |
Рязанская обл. | 9’620 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Внебюджетные организации 9’500 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Бюджетная сфера 9’489 |
Смоленская обл. | 10’376 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Тамбовская обл. | 8’967 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Тверская обл. | 10’404,72 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Тульская обл. | 9’732 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Внебюджетный сектор экономики – 13’000 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Государственные и муниципальные учреждения 11’000 [wpsm_numcircle num="3" style="2"] Бюджетные организации 9’489 |
Ярославская обл. | 10’469 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Для малого и среднего бизнеса 9’640 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Для остальных коммерческих организаций 10’002 [wpsm_numcircle num="3" style="2"] Для бюджетников 9’489 |
Северо-западный федеральный округ
Архангельская обл. | 12’361 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Вологодская обл. | 11’578 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Калининградская обл. | 11’710 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Внебюджетные организации 11’000 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Бюджетные предприятия 9’489 |
Респ. Карелия | 13’964 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Государственные и муниципальные организации 10’000 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Сельхоз предприятия (за исключением предприятий рыбного хозяйства): по северным р-нам Республики Карелия 12’100. К ним относятся Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский р-ны, г. Костомукша. |
Респ. Коми | 13’420 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] В южной климатической зоне – 9’489 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] В северной климатической зоне – 10’000 |
Ленинградская обл. | 10’147 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 11’400 |
Мурманская обл. | 15’097 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 21’842 |
Ненецкий авт. окр. | 21’664 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Внебюджетные организации 18’567 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Бюджетные учреждения 9’489 |
Новгородская обл. | 11’349 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Прожиточный минимум региона, но не менее 9’489 |
Псковская обл. | 11’050 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Коммерческие организации 11’450 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Бюджетные учреждения 9’489 |
Санкт-Петербург | 11’868,20 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] минимальная зарплата равна 17’000 рублей; [wpsm_numcircle num="2" style="2"] минимальная тарифная ставка работника 1-го разряда 13’500 рублей [wpsm_numcircle num="3" style="2"] для работников бюджетной сферы 9’489 |
Южный федеральный округ
Респ. Адыгея | 9’590 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Астраханская обл. | 9’525 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Волгоградская обл. | 9’665 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 120% прожиточного минимума (не менее 9’489) |
Респ. Калмыкия | 9’179 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Краснодарский край | 10’737 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Прожиточный минимум за 3-й квартал 2017 года |
Респ. Крым | 10’481 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Ростовская обл. | 10’407 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Прожиточный минимум трудоспособного населения области за 4-й квартал 2017 года |
Г. Севастополь | 11’020 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Респ. Дагестан | 9’121 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Респ. Ингушетия | 9’274 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Кабардино-Балкарская респ. | 10’999 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Внебюджетные предприятия – прожиточный минимум за 4-й квартал предшествующего года Бюджетные предприятия 9’489 |
Карачаево-Черкесская респ. | 9’534 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Респ. Северная Осетия – Алания | 9’651 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Ставропольский край | 8’766 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Чеченская респ. | 9’844 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Приволжский федеральный округ
Респ. Башкортостан | 9’187 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 10’913 (федеральный МРОТ с учетом всех региональных надбавок) |
Респ. Марий-Эл | 9’319 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Внебюджетная сфера – 10’047 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Бюджетные организации – 9’489 |
Респ. Мордовия | 8’410 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Респ. Татарстан | 8’877 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Удмуртская респ. | 9’574 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Чувашская респ. | 9’303 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Пермский край | 10’804 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Прожиточный минимум, но не менее 9’489 |
Кировская обл. | 10’286 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Нижегородская обл. | 9’388 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Организации малого бизнеса (до 50 сотрудников), бюджетные учреждения 9’489 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Все остальные 9’500 |
Оренбургская обл. | 9’218 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Пензенская обл. | 9’465 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Самарская обл. | 10’996 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Саратовская обл. | 9’402 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Ульяновская обл. | 10’326 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Внебюджетная сфера – 10’000 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Бюджетники 9’484 |
Уральский федеральный округ
Курганская обл. | 9’831 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Свердловская обл. | 10’865 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Тюменская обл. | 10’744 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Для работников внебюджетного сектора 9’950 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Для всех остальных организаций 9’489 |
Челябинская обл. | 10’185 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Коммерческие предприятия 10’000 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Бюджетные организации 9’489 |
Ханты-Мансийский авт. окр.-Югра | 15’632 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489+р-нные надбавки |
Ямало-Ненецкий авт. окр. | 16’711 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 16’299 с учетом дополнительных выплат |
Сибирский федеральный округ
Респ. Алтай | 9’797 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Предприятия в сфере сельского хозяйства, бюджетной сферы и образования 9’489 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Все остальные организации 9’729 |
Респ. Бурятия | 10’489 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Респ. Тыва | 10’257 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Респ. Хакассия | 10’079 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Алтайский край | 10’090 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Забайкальский край | 11’254,32 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Бюджетные организации 9’489 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Каларский р-н 10’960 [wpsm_numcircle num="3" style="2"] Тунгуро-Олекминский, Тунгокоченский р-ны 9’499 [wpsm_numcircle num="4" style="2"] Внебюджетные предприятия 9’489 [wpsm_numcircle num="5" style="2"] Внебюджетные предприятия [wpsm_numcircle num="6" style="2"] Каларского р-на 11’190 [wpsm_numcircle num="7" style="2"] Внебюджетные предприятия [wpsm_numcircle num="8" style="2"] Тунгуро-Олекминского, Тунгокоченского р-нов 10’172 |
Красноярский край | 11’693 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Норильск 16’130 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Поселок Северо-Енисейск и р-н 15’515 |
Иркутская обл. | 10’413 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Прожиточный минимум 4 квартал предшествующего года |
Кемеровская обл. | 9’391 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 150% размера регионального прожиточного минимума |
Новосибирская обл. | 10’938 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Бюджетные организации 9’489 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Внебюджетные учреждения 10’000 |
Омская обл. | 9’760 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Томская обл. | 10’932 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Александровский р-н, городской окр. Стрежевой 16’500 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Верхнекетский р-н, Каргасокский р-н, город Кедровый, Колпашевский р-н, Парабельский р-н, Чаинский р-н 15’000 [wpsm_numcircle num="3" style="2"] Городской окр. Северск 11’250 [wpsm_numcircle num="4" style="2"] Тегульдетский р-н, Молчановский р-н, Бахчарский р-н, Кривошеинский р-н 13’500 [wpsm_numcircle num="5" style="2"] Тегульдетский р-н, Молчановский р-н, Бахчарский р-н, Кривошеинский р-н 13’500 [wpsm_numcircle num="6" style="2"] Город Томск, Асиновский р-н, Зырянский р-н, Кожевниковский р-н, Первомайский р-н, Томский р-н, Шегарский р-н 9’750 |
Дальневосточный федеральный округ
Респ. Саха (Якутия) | 17’586 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Внебюджетные организации – 17’388 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Бюджетные предприятия – 9’489 |
Камчатский край | 20’093 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Корякский авт. окр. 19’770 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Алеутский р-н 21’180 [wpsm_numcircle num="3" style="2"] Предприятия, расположенные в прочих муниципальных образованиях Камчатского края 18’360 |
Приморский край | 12’796 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Хабаровский край | 13’807 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Охотский р-н 15’510 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Аяно-Майский р-н 14’269 [wpsm_numcircle num="3" style="2"] Для бюджетных организаций 9’489 [wpsm_numcircle num="4" style="2"] В р-нах, приравненных к условиям Крайнего Севера 12’408 [wpsm_numcircle num="5" style="2"] В южных р-нах 11’414 |
Амурская обл. | 11’795 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Магаданская обл. | 18’494 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Северо-Эвенский городской окр. 21’060 [wpsm_numcircle num="2" style="2"] Во всех остальных муниципальных образованиях 19’500 |
Сахалинская обл. | 14’311 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] Александровск‐Сахалинский, Анивский, Долинский, Корсаковский, Макаровский, Невельский, Поронайский, Смирныховский, Томаринский, Тымовский, Углегорский, Холмский р-ны и город Южно‐Сахалинск - 15’600. [wpsm_numcircle num="2" style="2"] С 01.10.2018 — 15’900. [wpsm_numcircle num="3" style="2"] Ногликский и Охинский р-ны 19’314. [wpsm_numcircle num="4" style="2"] С 01.10.2018 —19’686. [wpsm_numcircle num="5" style="2"] Курильский, Северо-Курильский и Южно-Курильский р-ны 20’800. [wpsm_numcircle num="6" style="2"] С 01.10.2018 - 21’200 |
Еврейская автономная обл. | 13’122 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 12’000 для всех работников |
Чукотский авт. окр. | 20’396 | [wpsm_numcircle num="1" style="2"] 9’489 |
Отрицательные стороны увеличения МРОТ
Казалось бы, такая программа, как увеличение МРОТ до уровня прожиточного минимума должна только улучшить жизнь простых жителей РФ.
Но это не всегда так получается. Недобросовестные работодатели всегда стараются пойти на всевозможные ухищрения, лишь бы не выплачивать в казну государства «лишние» налоги.
В малом бизнесе в последнее время появилась схема, благодаря которой эти выплаты уменьшаются.
Работодатель ставит в договоре у сотрудника неполную занятость, соответственно серая часть зарплаты уже не учитывается при формировании страховых взносов и налогов на доходы физических лиц.
В конечном счете, от безысходности люди соглашаются на такие условия работодателя и опять же, при наступлении страховых случаев (больничные ,пособия по безработице и другие социальные выплаты) теряют значительную часть суммы.
Важно: При умышленном сокрытии доходов наказание может понести не только работодатель, но и сотрудник, получающий «серую» заработную плату.
Также МРОТ косвенно приводит к инфляции – предпринимательству необходимо компенсировать затраты, связанные с исчислением заработной платы сотрудникам.
Предприятия малого бизнеса порой не могут вынести давления со стороны крупных конгломератов, таких как ритейловые сети, например, и вынуждены сокращать штат сотрудников.
Это, в свою очередь, подталкивает к увеличению уровня безработного населения.
Как следствие, большинство из таких бывших сотрудников встают на учет в центры занятости и имеют полное право на получение социальных выплат и пособий.
Таким образом, увеличение МРОТ может привести к дополнительным незапланированным выплатам из бюджета государства.
Создается дефицит бюджета, и если эти последствия непридусмотреть, может усугубиться кризисная ситуация и повторение дефолтов.
Как планировалось Правительством, повышение МРОТ направлено на увеличение производительности труда, но это предположение не верно: не всегда высокая заработная плата влияет на уровень производительности.
Есть такие категории населения, которые не будут улучшать уровень своего образования, из-за того, что заработная плата уже будет установлена на необходимом уровне.
Получается, что увеличенный МРОТ демотивирует бедные слои населения в получении дополнительных навыков, так как текущих доходов вполне достаточно, чтобы перекрыть базовые потребности.
На перимере некоторых регионов можно наглядно продемонстрировать отсутствие какого-либо влияния МРОТ на уровень бедности.
Так, в республике Марий-Эл этот уровень значительно выше, чем в целом по стране.
Хотя региональный минимальный заработок установлен на уровне прожиточного минимума задолго до принятия подобного решения Правительством.
А в некоторых других обастях ситуация вкорне противовположная (пример – Ульяновская область) – при отсутствии регионального МРОТ, учитывается только федеральный (который ниже прожиточного минимума).
При этом, уровень бедности здесь имеет минимальные значения. Конечно, немаловажную роль в этом играют и климатические особенности региона, а также наличие промышленных комплексов.
Правильный подход в увеличении реальных доходов населения – путь, который уже намечен Правительством РФ не первый год.
Если все граждане не будут бояться отстаивать свою точку зрения и добиваться лояльного отношения работодателей, то все меры, направленные Правительством, принесут только пользу.
Андрей Исаев: повышение МРОТ увеличит долю легальной заработной платы — Россия 24
Андрей Исаев: повышение МРОТ увеличит долю легальной заработной платы - Россия 24
Минимальный размер оплаты труда – с января 2018 года (По всем регионам)