Регистрация торговой марки в России: Детальная процедура и рекомендации

Регистрация торговой марки — это мероприятие, которое проводят все организации, желающие отличить себя на современном рынке товаров и услуг.

Но в законах РФ не существует таких понятий, как «торговая марка» или «бренд», они употребляются только в обиходе и не имеют юридического обоснования.

Законодательство России упоминает только такие средства индивидуализации, как товарный знак и фирменное наименование (ГК РФ ст. 1541).

Содержание этой статьи:

Сходство и отличие понятий товарный знак, торговая марка, бренд

Товарный знак может быть заявлен в различных формах: слово, изображение, звук. Современные бизнесмены предпочитают комбинированные обозначения.

Целью товарного знака является обособление, выделение, индивидуализация продукта среди подобных товаров и услуг (Гражданский кодекс ст. 1477 ГК РФ 2016).

Торговая марка — это синоним товарного знака, имеющий английское происхождение (trade mark).

Несмотря на то, что во многих странах мира понятие «торговая марка» закреплено на юридическом уровне, в России оно используется только в тех случаях, когда необходимо выделить какую-либо фирму или предприятие.

Бренд — это понятие, введенное в обиход российских предпринимателей маркетологами, обозначающее известный и популярный товар или услугу. Термин используется только по отношению к знаменитым товарным знакам.

То есть, чтобы индивидуализировать собственное предприятие, бизнесмен должен зарегистрировать товарный знак, который может со временем стать торговой маркой, выделяющей фирму, а в случае получения достаточной известности — брендом (ГК РФ 2016 ст. 1484).

Регистрация торговой марки

Преимущества сотрудничества с юридической фирмой

Не каждый предприниматель обладает необходимыми знаниями, временем и силами, чтобы самостоятельно, без помощи юриста, провести регистрацию товарного знака.

Профессионализм и опыт ответственного за проведение регистрации лица значительно сократит срок процедуры, и увеличит шансы на получение положительного результата.

Преимуществом сотрудничества с квалифицированным специалистом, который учитывает в работе все нюансы и риски, является:

  • возможность получения юридической защиты своих интеллектуальных прав в срок;
  • качественная и быстрая регистрация товарного знака;
  • минимизация материальных и временных затрат.

Важно: обращение в юридическую фирму — это идеальный вариант решения вопроса.

Проверка торгового знака на уникальность

Многих предпринимателей, решивших самостоятельно зарегистрировать торговый знак, волнует вопрос, как узнать о существовании схожего бренда?

Для этого перед подачей заявки о государственной регистрации торгового знака в ФИПС, необходимо воспользоваться специальным реестром.

Патентный поверенный (несмотря на схожесть понятий, он не имеет отношения к патентной системе налогообложения) объяснит желающим процесс поиска схожих обозначений.

Проверка в Роспатенте заключается не только в нахождении 100% совпадений, но и существовании элементов, имеющих отдаленное сходство.

Это необходимо учитывать, так как даже мельчайшие совпадения могут стать причиной отказа в регистрации торговой марки.

Важно: недостатком процедуры поиска является её срок. Экспертиза в России может затянуться на 10-12 месяцев и более.

Этапы самостоятельной регистрации товарного знака

Процесс регистрации товарного знака проходит в несколько этапов, от строгого соблюдения которых зависит успешность мероприятия.

  1. Определение цели индивидуализации продукта на рынке.
  2. Разработка основных деталей обозначения: эскизы с символикой предприятия, включающей изображения, слова, звуки и прочее.
  3. Отбор 2-3 комбинаций для проведения фокус-группы.
  4. Выполнение предварительного поиска схожих или совпадающих обозначений, зарегистрированных в России, в БД Роспатента.
  5. Если в результате поиска обнаружены совпадения и сходства с другими товарными знаками, необходимо проведение корректировки обозначения.
  6. Утверждение разработанного обозначения.
  7. Сбор информации и документов, необходимых для подачи заявления.
  8. Подача обозначения на регистрацию торгового знака.
  9. Процесс делопроизводства на основании поданной заявки.
  10. При положительном результате, получение охранного документа на торговый знак и юридическое сопровождение на торговую марку.
  11. Постановка товарного знака на учет в графе «нематериальные активы предприятия».

В том случае, если вы решили пройти процесс регистрации самостоятельно, необходимо подать заявку на товарный знак в Патентное ведомство.

Заявка на товарный знак выглядит следующим образом:

Регистрация торговой марки

Где указывается:

  • 1 — заявитель
  • 2 — код ОКПО
  • 3 — код страны нахождения
  • 4 — конвенционный приоритет
  • 5 — номер базовой заявки
  • 6 — код страны подачи
  • 7 — выставочный приоритет
  • 8 — адрес для переписки
  • 9 — информация о патентном поверенном
  • 10 — сам знак в размере 8х8
  • 11 — цветовая гамма знака

Вторая страница заявки выглядит так:

Регистрация торговой марки

Где указывается:

  • 12 — вид, к которому относится ТМ
  • 13 — номера классов МКТУ
  • 14 — полный список подаваемых документов
  • 15 — дата и подпись

Срок регистрации не будет превышать 18 месяцев и 2 недель, согласно новому регламенту о регистрации ТМ.

Важно: обращение за помощью к специалисту, обеспечивающему профессиональный подход на каждом этапе процедуры, является страховкой от возможных рисков, возникающих при несоблюдении установленного порядка регистрации товарного знака!

Если вы прошли процедуру регистрации правильно, вы получите свидетельство на товарный знак:

Регистрация торговой марки

Типичные ошибки, допускаемые при регистрации товарного знака

Регистрация торговой марки требует определённых знаний и опыта. Обращение к специалисту поможет избежать типичных ошибок, которые приводят к потере денег и времени, а спустя некоторое время к проблемам с недобросовестными конкурентами.

  1. Регистрируя торговую марку, предприниматель должен четко определить цели мероприятия: домен, услуги, производство и прочее. Слова и изображения присутствующие в знаке лучше регистрировать отдельно. Это даст возможность комбинировать изображения, и применять их раздельно одно от другого.
  2. Необходимо обращать внимание на классификацию и правила МКТУ. А именно: в каком классе заявлена торговая марка, ведь для попадания в определенные доменные зоны нужен документ о регистрации ТМ – эти правила прописаны в соответствующих документах.
  3. Обязательно определить вид товаров и услуг при регистрации марки. Согласно законодательству, касающемуся торгового знака, предприниматель может в течение трёх лет начать применять ТМ под указанные в свидетельстве о регистрации товары и услуги.
  4. Не следует экономить время на поиске тождественных и имеющих сходство обозначениях. Несмотря на то, что предварительный поиск в Роспатенте – это не обязательная, а рекомендуемая услуга патентного бюро. Своевременно внесенные изменения в изображение или слова помогут избежать недобросовестной конкуренции в дальнейшем и значительно сократят порядок и срок регистрации.
  5. Не стоит экономить деньги и регистрировать торговую марку сразу на нескольких языках, например: «Солнце, Sol, Zon». По закону, знак сохранится именно в том виде, в котором он заявлен на регистрацию. Вряд ли будут использоваться все три слова сразу. А со временем, предприниматель может столкнуться с рядом проблем, связанных с выдачей лицензии. Практически невозможно будет доказать свою правоту, если конкуренты будут использовать одно из трёх слов в своих целях, не заплатив и часть реальной стоимости регистрации товарного знака.
  6. Нежелательно чтобы у торговой марки было несколько собственников, хотя это допускается законом.

Приведенные выше рекомендации помогут предпринимателю избежать самых распространенных ошибок, допускаемых при регистрации торгового знака, что поможет сократить стоимость и порядок регистрации вплоть до получения свидетельства.

Регистрация за рубежом

Торговая марка попадает под правовую защиту только на территории страны, где прошла процедура регистрации. Предпринимателям, чья коммерческая деятельность выходит за пределы России (к примеру, имеющим ООО), следует позаботиться о международной регистрации товарного знака.

Получение международного патента позволит компаниям защищать интеллектуальную собственность, к которой приравнивается товарный знак, за рубежом.

Существует два способа проведения процедуры:

  • по мадридской системе;
  • с помощью национального патентного ведомства.

В этом случае, предпринимателю придется обратиться за советом к опытным юристам, так как заявление о предоставлении бренду правовой охраны, должно быть составлено грамотно, без малейших изъянов, в полном соответствии со всеми международными нормами и требованиями.

Заявление передается в Патентное бюро через патентного поверенного, чей труд должен быть оплачен заявителем.

Основной проблемой является тот факт, что заявление должно быть составлено на языке страны, где регистрируется товарный знак.

Переговоры также проводятся на иностранном языке. Скорее всего, предпринимателю придется оплачивать услуги переводчика и государственную пошлину.

Важно: современные юридические фирмы берут на себя решение всех проблем, связанных с международной регистрацией товарного знака, хотя это и влияет на цену!

Сюжет о компании BeBrand на НТВ. Регистрация товарного знака и интеллектуальной собственности

Регистрация торговой марки в России: Детальная процедура и рекомендации

Сюжет о компании BeBrand на НТВ. Регистрация товарного знака и интеллектуальной собственности

Регистрация торговой марки в России: Детальная процедура и рекомендации

Игорь Бажин

Игорь Бажин

Человеку, который женился на женщине, которая любит тратить деньги, остается только одно — наслаждаться их зарабатыванием (Эдгар Уотсон Хоу)

Мы будем рады и вашему мнению

      Оставить отзыв

      YurFace.Ru
      Logo
      Enable registration in settings - general